Из истории уфимского велодвижения



  • http://www.ufa-trakt.ru/ufafoto1908.php

    В 1908-м году Городская дума выходит на тропу войны с хулиганами. Начать решено с велосипедистов, которые побивают не только рекорды скорости и ловкости, но верх всякого безобразия. По данным газетчиков особо популярны столкновения с пешеходами в парках. Так на господина N в один только летний вечер совершен и зафиксирован полицейским многократный наезд сразу несколькими водителями двухколесных аппаратов. Отсюда запрет – велосипедистов в парки не пускать, по аллеям в темноте не ездить.



  • В августе 1900 года по просьбе губернатора Николая Модестовича Богдановича городская управа подсчитала, что в городе уже до 200 велосипедов. Иметь велосипед в те годы было престижнее, чем сейчас джип-иномарку, да и не намного дешевле.
    Когда в сентябре 1912 года у Л. Карвовского, из дома на Суворовской1 похитители украли железного коня, он оценил пропажу в 175 рублей. Для сравнения: в октябре того же года с базарной площади увели лошадь вместе с упряжью — 80 рублей, а из дачи Чижовой было похищено 20 пудов меда стоимостью 200 рублей.
    Как сегодня, так и сто лет назад не все приобретали личный транспорт на честно заработанные деньги. Трудно удержаться от улыбки, читая в республиканском историческом архиве, например, заявление мещанина Гурьяна Федоровича Судакова: прошу уточнить, но 50 рублей, врученных мной помощнику пристава Правдину, действительно поступили на строительство Аксаковского народного дома (ныне в нем театр оперы и балета) или пошли на покупку Правдиным велосипеда? Помощник пристава стращал: не дашь деньги мне — тогда придет губернатор и уже не отделаешься и тысячей рублей. Городской голова Сергей Петрович Зайков ответил жалобщику, что за полтора года деньги от Правдина в комиссию по строительству Аксаковского народного дома не поступали.
    В том же архиве хранится сообщение о полученном полицией доносе: с чего это вдруг братья Кадомцевы — Михаил, недоучившийся кадет Симбирского корпуса, и Иван, неприкаянный гимназист (до поступления на службу выпускник гимназии мог до старости именоваться гимназистом. Ивану уже 22 года, но по всем документам он «гимназист»), обзавелись велосипедом? К Кадомцевым пришли с обыском 29 сентября 1906 года, через неделю после налета террористов, именовавших себя боевиками, на пассажирский поезд возле Демы и ограбления ехавших в нем артельщиков. Из найденных при обыске денег двести 25-рублевых банкнот — 5000 рублей — самарский банк выдал артельщикам, зафиксировав номера банкнот. Поспешили Кадомцевы с покупкой велосипеда, терпения не хватило затаиться с деньгами.
    После революции велосипеды также были сравнительно дороги.
    В 1934 году сотрудник Башсоюза Лермонтов выиграл по лотерее Автодора 500 рублей и получил право выбора: совершить автопутешествие по СССР, либо получить подвесной лодочный мотор или велосипед.
    Купить что-либо в те годы было трудно.



  • В 1926-м году в Уфе был осуществлен велопробег Уфа - Оренбург, туда и обратно.



  • Офигеть… интересные подробности. Пиши ещё…



  • Написал все, что нашел… Найду еще - напишу :) Историки Уфы - активизируемся!



  • Не про Уфу, но интересно :)

    http://kp.by/daily/24439/605509/

    Об армейском велосипеде

    • Да, конечно. А какие еще стороны жизни это затрагивает? Я слышал, в армии велосипеды активно применялись.

    Андрей Мятиев:

    • Действительно. Дело в том, что история именно военного велосипеда (или самоката, как они назывались в России) начинается еще в 19 веке. Впервые велосипед применялся на поле боя еще в 1870 году во время франко-прусской войны. На велосипеде из осажденного Бельфора прорвался самокатчик, который привез донесение. Собственно говоря, с этого и начинается отсчет именно военной велосипедии, как ее тоже называют. В российской армии велосипед впервые появился в начале 90-х годов 19-го столетия и постепенно завоевал достаточно серьезные позиции, в частности, в ходе первой мировой войны в русской армии было уже около 40 самостоятельных велосипедных рот. Это в общем-то значительная военная сила.

    Велосипед служит и в армии. Фото avto-atelier.ru.

    • А для чего их использовали? Только для связи? Я стесняюсь предположить, неужели было какое-то подобие кавалерии или там мобильной пехоты, где солдаты передвигались на велосипедах?

    Андрей Мятиев:

    • По сути, вы попали буквально в точку. Действительно, на заре использования велосипеда самокатчиков использовали в качестве посыльных для передачи донесений, для передачи важной информации. Но уже к концу 19 века сформировалась концепция самокатчиков как ездящей пехоты. То есть, по сравнению с кавалерией велосипедисты имели значительное преимущество. Во-первых, велосипеду не нужен был ни овес, ни вода. Велосипед не мог выдать себя противнику ржанием. И в процессе экспериментов выяснилось, что самокатчик на длинных дистанциях значительно опережает кавалеристы. Велосипедистов стали использовать как мобильный резерв или для ведения разведки, или же для быстрой переброски (по тем временам - самой быстрой) на опасный участок.

    Илья Сорокин:

    • Но в атаку на велосипедах не ходили? Ближе к драгунам были? Доставка к месту боя на велосипеде, а потом в атаку уже пешком? Или все-таки в атаку прямо на велосипедах?

    Андрей Мятиев:

    • Честно говоря, я не знаю таких фактов, когда велосипедисты ехали в атаку, что называется, с шашками наголо. Но, тем не менее, действительно, как ездящая пехота, то есть, с последующим спешиванием, велосипедисты использовались весьма активно. В частности, многим, наверное, известны бои за Моонзунский архипелаг в 1917 году. Точку в этих боях поставили именно немецкие самокатчики, которые захватили в кратчайшие сроки мосты между островами, тем самым практически передавив артерию, которая снабжала русскую армию.

    • Андрей, а до нынешних времен в арсенале военных, полицейских велосипед сохранился? И в каком качестве?

    Андрей Мятиев:

    • Как ни странно, история прежних времен получила продолжение и в наше время. То есть, в настоящее время велосипедисты – это штатные единицы многих армий мира. В частности, в армии Швейцарии есть подразделение велосипедистов, и швейцарские пограничники тоже весьма активно используют велосипед. В самой технически оснащенной армии США тоже есть велосипедисты, причем, что интересно, они прикомандированы к воздушно-десантным силам, и есть даже велосипеды для выброски с парашютами.

    Ну и некоторые другие страны, в частности, Эстония, тоже обладает велосипедными частями. А если говорить о полицейских и дорожных регулировщиках, то, наверное, практически во всех европейских странах есть велосипедные патрули городские, которые обеспечивают порядок, патруливание, и довольно быстро приезжают на место аварий. Туда, куда полицейские на автомобиле приехать быстро не могут.



  • http://kp.by/daily/24439/605509/

    О номерных знаках

    • У нас пытались ввести государственные номерные знаки на велосипеде. Для чего они? Чего ждать?

    Андрей Мятиев:

    • Все уже когда-то где-то было. В разрезе данного вопроса далеко ходить не надо. До 1894 года езда на велосипедах по улицам городов Российской империи была строжайше запрещена. Это было связано с недоверчивым отношением властей к велосипедистам, они подозревали велосипедистов в том, что те представляют огромную опасность для пешеходов, пугают лошадей. Проще было просто запретить. Но в 1894 году уже оформилось общественное движение велосипедистов, в которое входили и люди, имевшие серьезный вес в обществе. Одно из петербургских обществ имело в качестве своего почетного председателя аж Великого князя. Они добились того, что езда по улицам городов была разрешена. Но были введены правила движения на велосипедах по улицам, правила регистрации велосипедов в органах полиции. Велосипедистам выдавался билет на право езды по городу. По сути, это аналог прав. Была установлена процедура, в соответствии с которой это получалось. Велосипедист, член клуба или общества велосипедистов, в определенные дни с представителем общества, который ручался за него, приезжал в отделение полиции, где специальному чину сдавал правила движения. После этого он платил налог ежегодный. После чего получал жестянку – то есть номерной знак. И билет на право езды по городу. Документ и жестянка давали право велосипедисту перемещаться.


  • У моего отца было где-то удостоверение на право управления велосипедом… и даже номер был… Родом он из Стерлитамака. Получается в 70-х годах ещё были удостоверения…



  • http://www.hrono.info/text/2007/bur07_07.html

    Уфимская городская дума в 1906 году установила в пользу города наряду со сборами с лошадей, содержащихся частными лицами, сборы «…б) с велосипедов по 1,50 рублей в год с каждого и в) с автомобилей по три рубля в год с каждого».

    В связи с увеличением в городе количества единиц механического транспорта в 1908 году было утверждено положение о порядке езды на велосипедах и автоматических экипажах. Тогда же возник и первый запрет: нельзя было ездить в Ушаковском парке (парк Ленина).



  • В 1935 году состоялся сверхдальний велопробег Уфа-Новосибирск-Уфа, 2550 км.



  • http://www.bashedu.ru/encikl/vvv/velosport.htm

    ВЕЛОСПОРТ, развивается в респ. с 1923, когда он был включен в программу 1-й Всебаш. олимпиады. Первая секция создана в 1925 при обл. совете физкультуры, в 1926 секция организована при Уфим. гор. совете физкультуры, тогда же в Уфе открыт велодром с 500-метровой дорожкой, игровой спортплощадкой.

    В 20-30-е гг. прошли сверхдальние велопробеги: в 1926 Уфа-Оренбург-Уфа (800 км), в 1935 Уфа-Казань, Бакалы-Уфа (180 км), Уфа-Новосибирск-Уфа (2550 км), Уфа-Красноусольск-Белорецк-Магнитогорск-Баймак-Зилаир-Мраково-Мелеуз-Ишимбай-Раевка-Белебей-Туймазы-Бакалы-Николо-Березовка-Благовещенск-Уфа (2500 км), Шаран-Давлеканово-Стерлитамак-Ишимбаево-Уфа-Чекмагуш-Шаран (650 км), в 1936 Уфа-Стерлитамак-Белорецк-Миасс (600 км).

    В 1937 в Уфе прошел 1-й Всебаш. слет велосипедистов. На протяжении неск. десятилетий лидером В. была С.Петрякова. Уфим. школа воспитала засл. мастера спорта В.Соколова. В 1970 сборная БАССР выиграла первенство Урала и Сибири в многодн. гонке. В 1986 в Уфе создан Центр олимп. подготовки по В. “Агидель”, ставший в 1991 чемп. РСФСР и Спартакиады народов РСФСР, победителем междунар. гонки в Гвиане, в 1992-94 чемп. России в многодн. гонке, в 1993 чемп. России и Вооруженных Сил России, обладателем кубка России, в 1994 обладателем приза газ. “Аргус тур” (ЮАР), в 1995 - 2-м призером Кубка мира, гонок в Болгарии, победителем гонок в Италии. В.Кокорин - обладатель Кубка мира среди юниоров (1993), чемп. России среди юниоров и мужчин (1993), обладатель Кубка Европы (1995). Обладатели Кубка “Горного короля”: А.Бакалов (Франция, 1993), Кокорин (ЮАР, 1994).



  • http://tourmuseum.ufacom.ru/velo/veloturizm.htm

    Первый в Башкирии велопробег совершили петом 1935 года четверо студентов Уфимского педагогического института, пройдя по дорогам Башкирии за 22 дня 2500 км, в том же году состоялся велопробег Уфа - Новосибирск.

    Примечание копипастера: похоже, имеется в виду первый велопробег именно по территории Башкирии, так как велопробег Уфа-Оренбург-Уфа состоялся на 9 лет раньше, в 1926 году.



  • http://tourmuseum.ufacom.ru/velo/veloturizm.htm

    В восьмидесятые годы становятся популярными два вида массовых соревнований: ралли и триал. И то, и другое обычно входит в программу областных и республиканских вепотуристских слетов, а также комплексных слетов с участием представителей разных видов туризма. Но это - для самых умелых и ловких. В то же время рос интерес и к массовым ралли для всех желающих, по сложности доступным любому умеющему ездить на велосипеде человеку. Например, в Уфе в июне объявляли массовые ралли, трасса его составляла 20-25 км. Каждый участник сам задавал себе время прохождения трассы, секретарь записывал это время в контрольную карту. Но при одинаковых штрафах выигрывает тот, кто прошел трассу быстрее.



Похоже, подключение к veloufa было разорвано, подождите, пока мы пытаемся восстановить соединение.